"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЗЕРЕНДІ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ ТРОИЦКОЕ  АУЫЛЫНЫҢ НЕГІЗГІ ОРТА МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ  
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСНОВНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ТРОИЦКОЕ  ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗЕРЕНДИНСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Глагол как часть речи»

20.05.2017

 

«Глагол как часть речи»

Цели урока: 1) повторить основные сведения о морфологических признаках

глагола;

2) углубить представление учащихся о значении категорий вида, переходности,

возвратности; 3) тренировать учащихся в использовании глагольных форм для

описания действий.

 

Ход урока

І. Оргмомент. Слово

учителя.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду -

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи идёт речь?

 

 Сегодня

на уроке мы повторим сведения о глаголе. Вспомним грамматические признаки

глагола, правописание безударных окончаний. Роль глаголов в тексте.

 

Глагол – это весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

В конце урока непременно нам успех!

 

1. Сказочная заставка "Глагол и его друзья"

"Жил был Глагол.

И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен

приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу светы счастье искать.

Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.

- Что ты так пригорюнилось?

- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы

не приношу.

- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что

счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое,

молчаливое.

- Что ты кручинишься, Прилагательное?

- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу

порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

- Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной

Грамматике"(слайд №1)

(вопросы по слайду)

 

- Так о какой же части речи сегодня мы будем говорить? ( о глаголе)

Записываем тему урока.

-А вы знаете, по подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте

употребления в речи, причем в текстах разных стилей глаголам отводится

неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в

художественном стиле.

 

1.     

Этап повторения изученного.

Я приготовила карточки с морфологическими признаками глагола, но они

перемешались с признаками других частей речи. Кто из вас может выйти и навести

порядок.

На доске: Спряжение, род, падеж, вид, возвратность-

невозвратность, число, лицо, склонение, время, наклонение, переходность-непереходность, степень

сравнения.

- А мы пока вспомним, что такое глагол? (самост часть речи)

Значение

Вопросы

Неопр форма

- Правильно ли составлена карта? Почему так расположили признаки?

- Как их нужно расположить? пост-непост пр.

- Почему вид, спряжение, возвратность, переходность называют постоянными

признаками? Чем они отличаются от непостоянных?

 

1.     

На столе у вас лежит раздаточный материал

Приступаем к выполнению задания №1

Прочитайте задание, всё понятно? Выполняйте.

Видовые пары.

Определите вид глагола и образуйте видовую пару:

Завершать - расти - класть -

Вспахивать - строить - ловить -

Объединять - пить - говорить -

Посещать - учить - брать –

- как определить вид глагола?

- Вывод: при помощи чего образуется видовая пара? (суффикс, приставка,

другой корень)

4. Приступаем к выполнению задания №2

«Найди ошибку»

Ученик выполнил работу . Проверьте, правильно ли он вставил буквы? Выпишите

все глаголы, если необходимо, исправьте ошибки.

1. Ты вытира.и.шься полотенцем. --

2. Он отскоч.и.т в сторону. +

3. Они колыш.а.тся от ветра. –

4. Мы укро.е.мся под крышей. +

5. Он завис.и.т от родителей. +

6. Они раскрас.я.т плакаты. +

7. Ты не удерж.е.шься от слёз. –

8. Он брос.е.т камень. –

- Что нужно знать, чтобы исправить ошибки?

5. Возвратность.

- А теперь выделите в глаголах суффикс –ся. Как они называются?

Уколешься, колышутся, укроемся, не удержишься.

А какие глаголы называются возвратными? .

6. Приступаем к выполнению задания №3

Переходность.

Мы продолжаем с вами работать с предложениями из задания 2.

найдите и выпишите глаголы, которые имеют при себе существительные в Вин п

без предлога.

Расклеют плакаты, бросит камень.

- Как они называются? Почему?

7. Настало время немного отдохнуть

Физкультминутка.

Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А глаголы вы считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в

этом шуточном стихотворении? (повелительного) А какие еще наклонения есть у

глагола?

8. Работа с учебником

- сколько наклонений в русском языке? Назовите их.

Что обозначает каждое наклонение? «наведите порядок» в данной записи,

соединив значение каждого наклонения с его названием. 

Изъявительное

наклонение

Призыв (совет, приказ)

совершить действие

Условное наклонение

Действие происходит,

произойдёт, произошло на самом деле

Повелительное

наклонение

Действие возможно,

желательно

 

- Приведите примеры глаголов в изъявительном, повелительном и условном

наклонении.

- Скажите, все ли морфологические признаки глагола мы повторили?

Поработаем с таблицей.

провести морф разбор глаголов. (по вариантам)

Глагол

приехали

нарисуй

Инфинитив

Постоянные признаки

Вид

Переходность

Возвратность

Спряжение

Непостоянные признаки

Наклонение

Время

Число

Лицо

Род

Взаимопроверка по слайду.

Творческая лаборатория «Употребление глагола в речи»

В начале урока я вам говорила об исследованиях учёных.

Представьте себе, что вы юные исследователи.

8. Приступайте к выполнению задания

-Прочитайте текст. Из какого произведения эти строки, кто их автор?

- Посчитайте, сколько в тексте сущ-х, прил-х, глаголов.

- На основе полученных данных сформулируйте вывод.

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся.

Поднатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

 

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

- А вот что об этом пишут исследователи творчества Пушкина:

Пушкин всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Вы найдёте у

него целые строфы без единого прилагательного. Предложения составлены только из

существительных и глаголов. Это придаёт особую действенность стиху

Сколько силы и энергии в этих шести строчках, в этой цепи глаголов –

поднялся, уперся, поднатужился, молвил, вышиб и вышел!

- Как автор описывает вьюгу? (весь отрывок полон движения, жизни, и

достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов. Создаются

звуковые образы: завывание ветра, плач ребёнка, шорох соломенной крыши, стук

кого-то в окошке)

-Вы не хуже языковедов справились с этой задачей.

- Наш урок подходит к концу, и я вам предлагаю, как обычно, составим

синквейн.

Кто помнит как он составляется?

 

6. Составление синквейна.

- имя сущ (тема)

- 2 прил (описание признаков)

- 3 глаг (характерные действия)

- фраза (выражающая личное отношение)

- синоним (слово-резюме)

 

Д.з.

7. Рефлексия.

А теперь давайте подведём итоги урока. Перед вами красивое цветочное поле.

Используя её, выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 424


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст