"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЗЕРЕНДІ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ ТРОИЦКОЕ  АУЫЛЫНЫҢ НЕГІЗГІ ОРТА МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ  
  КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСНОВНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ТРОИЦКОЕ  ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗЕРЕНДИНСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Мы в соц.сетях

    

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

The work of the class teacher on vocational guidance of students

Работа классного руководителя по профориентации учащихся

     Одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является профориентационная работа с учащимися. В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе. В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии.

Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности:  уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное -  свои способности и склонности. Для детей с отклонениями в развитии выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди  школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

      В этом учебном году мною была выбрана ВСК «Азбука профессий» с целью формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и с учетом требований рынка труда, оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

       .

Этапы реализации ВСК

1 этап – подготовительный: 

 Сентябрь

- подготовка материала, установление связей с социумом, консультации специалистов, сбор информации;

2 этап – информационный:

Октябрь - ноябрь

- максимально полное информирование о возможных вариантах образовательного маршрута после 9 класса;

-  как правильно выбрать профессию;

- знакомство в доступной форме с профессиограммами наиболее популярных среди учащихся профессий;

- знакомство учащихся с содержанием понятий «интересы», «потребности», «способности»;

- совместно с психологом изучение интересов, потребностей и склонностей учащихся;

- диагностика свойств личности;

- диагностика возможностей;

- знакомство с  профессиональным учреждением города (ПЛ-68).

 

3 этап – аналитический:

Декабрь - январь

- анализ результатов диагностики интересов и возможностей;

- анализ мнения родителей.

 

4 этап – обобщающий:

Февраль - март

- индивидуальные беседы с учащимися;

- индивидуальные беседы с родителями;

 

5 этап – заключительный. Этап принятия решений.

Апрель - май

МОГУ + ХОЧУ + НАДО + ВАРИАНТЫ ВЫБОРА

                    Формы работы по реализации воспитательной системы класса

Дни отрытых дверей, беседы, диспуты, ролевые игры, конкурсы, викторины, тематические кл. часы, экскурсии на предприятия,  техникум строительства и предпринимательства ,  просмотр видеоматериалов, учебных фильмов, тренинги, анкетирование родителей, взаимодействие с учителями трудового обучения, консультации специалистов.

              Важное значение в профориентационной  работе с учащимися играет  ежедневное выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Именно от классного руководителя зависит насколько он сможет способствовать формированию этих качеств личности ребёнка. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять ученик (цветовод ухаживает за цветами, отв. за мебель следит за ее состоянием, если надо -  организует ремонт совместно с учителем труда, главный дежурный – за ежедневной уборкой классной комнаты и т.д.).
             Профессиональная ориентация в деятельности классного руководителя 
не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль. Педагог осуществляет координацию действий учителей, работающих в классе, специалистов школы, администрации, родителей, представителей учреждений профессионального образования.
           Изучая ребёнка путём психолого-педагогического наблюдения и отдельных экспериментальных проб, классный руководитель выделяет положительные и отрицательные проявления трудовых качеств учащихся.  Эффективность проф. работы повышают межпредметные связи. Например, на уроках письма учащиеся пишут сочинение по теме профессионального определения, которое используется классным руководителем как источник сведений о его воспитанниках, их мечтах, стремлениях, сомнениях, склонностях. Материалы сочинений используются на родительских собраниях для изучения профессиональных интересов, анализа трудностей детей.

            Первостепенное значение имеет взаимодействие классного руководителя и учителя трудового обучения. Это сотрудничество даёт возможность проследить адаптацию учащегося к предложенному трудовому профилю и внести необходимые коррективы в процесс обучения. Традиционным в нашей школе стала организация и проведение классным руководителем и учителем труда «Дня открытых дверей» для родителей учащихся, где им предоставляется возможность посетить мастерские, присутствовать на уроках, познакомиться с условиями труда и обучения своих детей. Задача педагогов - продемонстрировать достижения детей, показать значимость приобретаемых ребёнком профессионально-трудовых навыков в стенах учебного заведения.
         В вопросе оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя- формирование у него склонностей и интересов к определённому виду труда. Это, в первую очередь, достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, педагог соотносит преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Широкий выбор кружков и секций в нашей школе предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать свои способности.  

              Одна из главных задач воспитательной и профориентационной работы- умелая организация общественно-полезного и профессионального труда. Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы:

 разведение цветов в классе;
уход за клумбами;
уборка школьных территорий;
летняя трудовая практика;  
участие в ремонте школьных помещений;
работа в КУМах г. Арзамаса.
Летняя трудовая практика- это одна из лучших и полезных школьных традиций, это живое творческое дело, в котором проявляются лучшие качества личности учащегося. Она включает в себя ремонт помещений, благоустройство территории школы. При распределении поручений классный руководитель старается учесть не только умения ребят, но и состояние здоровья ребёнка. Тот, кто не может выполнять ремонтные работы, помогает приводить в порядок книжный фонд в школьной библиотеке, моет и чистит кабинеты и другие школьные помещения, осуществляет уход за цветами на школьной клумбе и т.д. Каждый классный руководитель трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Все эти качества играют важное значение в дальнейшем профессиональном самоопределении выпускников коррекционной школы.

                Одной из форм профориентационной работы в среднем и старшем звене
является организация просмотра видеоматериалов, имеющихся в школе, телепередач, таких как «Квартирный вопрос», «Школа ремонта», организация выставок изделий, изготовленных ребятами на уроках трудового обучения.            

          Для формирования практических представлений о профессиях немаловажное значение для детей с нарушением интеллекта приобретают профессиональные экскурсии и профессиональные встречи, на которых ребята получают объективную информацию от людей представленных профессий. Для учащихся старших классов организуются экскурсии за пределы образовательного учреждения - на промышленные предприятия, учреждения службы быта, обслуживания и социальной сферы. Большое количество экскурсий проводится на уроках СБО, трудового обучения. Задача классного руководителя - провести предварительную работу перед экскурсией, дать обязательное обоснование- зачем это нужно, с какой целью мы идём на экскурсию, можно дать учащимся задание. Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии. Педагог обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. После такого рода экскурсии учащиеся могут выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы ((например, чем тебе понравилась эта профессия, хотел бы ты работать на этом предприятии и т.д.), принять участие в деловой игре и пр.
          Традиционно учащиеся выпускных классов нашей школы посещают Центр занятости населения г. Арзамаса. Специалисты центра подробно знакомят школьников с рынком труда города, рассказывают о наиболее востребованных рабочих специальностях, о возможности трудоустройства после окончания школы и ПЛ-68, об условиях труда, предъявляемых требованиях к работнику, проводят тестирование учащихся, помогают определиться в выборе профессии. По итогам экскурсии на классном часе проводим диспут, на уроках письма учащиеся пишут сочинение, педагог-психолог тестирует детей. Результаты тестирования обсуждаются с родителями на собрании, помогают классному руководителю наметить дальнейший план работы по профессиональному просвещению воспитанников.
           Особое внимание хочется уделить сотрудничеству классных руководителей с педагогическим коллективом ПЛ - 68 
Совместная профориентационная деятельность позволяет максимально полно знакомить учащихся с рабочими профессиями, воздействовать на процесс их профессионального самоопределения. При посещении лицея учащиеся знакомятся с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учёбы, труда, отдыха. Мастера производственного обучения - частые гости  в нашей школе. Проведение совместных консилиумов, где педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители представляют характеристику личностных качеств, социальный статус будущего учащегося лицея, дают рекомендации по организации индивидуального подхода помогает мастерам производственного обучения, преподавателям лицея наладить взаимоотношения с ребятами, использовать те или иные качества для повышения эффективности процесса обучения, а ребятам быстрее  адаптироваться к новым условиям.            

          Одной из основных форм профессионального просвещения и пропаганды являются классные часы, на которых классный руководитель в доступной форме знакомит учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии. («Профессии моих родителей», «Азбука профессий», «Хочу. Могу. Надо»).    Одним из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы,  является сотрудничество семьи и школыРабота классного руководителя ведётся по двум направлениям:
подготовка родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;
привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организаций экскурсий на производство и т.д.
Формы и методы могут быть самые разнообразные:

участие родителей в выставках;
классные родительские собрания;
индивидуальные и групповые беседы;
           В целях обеспечения объективного, динамического изучения профессиональных качеств учащихся, определения профессиональных возможностей ведётся учёт результатов изучения каждого ребёнка. Результаты наблюдений фиксируются в картах индивидуального психолого-педагогического сопровождения, картах индивидуального развития, картах личностных характеристик качеств учащихся 
 ведущихся классными руководителями в течение всего периода обучения. В них отражается динамика развития личности ученика. Данные, зафиксированные в них, оказываются весьма полезными для проведения  профориентационной работы.          

        Классный руководитель    поддерживает связь с выпускниками школы. Большая часть ребят успешно овладевает не только профессией штукатура- маляра, но и сторожа,  водителя, продавца, трудоустраивается на производстве, в строительстве, на транспорте, в торговле, в дошкольных и медицинских учреждениях (помощник воспитателя, санитарка).  Всё это служит подтверждением того, что работа классного руководителя, направленная на формирование готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения оказывается эффективной.

 

S?]j޷cF#*ȥ;s6;?Ib>
Текст