Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование
образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с
развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального
содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока,
с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня
усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на
уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов,
приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия
их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех
дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция,
экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа,
собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная
работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять
знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция,
круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа,
зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения
знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. Организация начала занятия.Подготовка учащихся к работе на
занятии.Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в
деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания.Установление правильности и
осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и
их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия.Обеспечение мотивации и принятия
учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний
и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на
основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия
осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и
отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения;
максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении
способами действий.
5. Первичная проверка понимания.Установление правильности и осознанности
усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений
и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на
репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий.Обеспечение усвоения новых знаний
и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное
выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной
ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний.Формирование целостной системы ведущих
знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.Активная и продуктивная
деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и
систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и уровня овладения
знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной
информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку успешности достижения
цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки
учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах
учения.
10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения
(мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и
сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании.Обеспечение понимания цели, содержания и
способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих
записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения
домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их
развития.
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей
цели данного урока.